Leave your phone and we will contact you!
Or you can call us yourself:
+7 926 798 14 99
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Оставьте свой номер
мы перезвоним
или вы можете позвонить сами
+7(964)7739101
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности

Историческое кресло из Храма Христа Спасителя

история о том, как мы с особой ответственностью реставрировали кресло для главного христианского храма страны
Историческое кресло из Храма Христа Спасителя
история о том, как мы с особой ответственностью реставрировали кресло для главного христианского храма страны

Быстрая навигация по статье

Реставрация кресла из Храма Христа Спасителя — это особая ответственность. Для исторической реликвии, изготовленной в 1965-м году, оно достаточно хорошо сохранилось. Дерево оказалось практически идеальным, а покрытие нужно было перетягивать, потому что материал износился. Сильнее всего дерево пострадало на подлокотниках. Но наша задача состояла в другом — заменить кожаную обшивку и заново воспроизвести золотой рисунок по периметру сидения.

Первое наше знакомство с креслом состоялось по фото коменданта. Сами сделать фото и видео при первом осмотре мы не смогли.
Самая большая работа предстояла со спинкой. На ней было характерное сквозное повреждение, от которого на 20 см вверх уходили глубокие царапины. Заказчик поставил главное условие — сохранить золотой орнамент по периметру спинки и сидения. Это оказалось самым сложным моментом в реставрации. Потому что по нормам и регламентам такой рисунок делают целиком одним штампом. Для этого требуется специальный станок размером от 50 до 90 см. Он равномерно нагревается и делает штамп на коже.
кресло до реставрации
кресло до реставрации
- 1 -

Подготовка к реставрации

Мы привезли кресло в мастерскую и сфотографировали со всех сторон. Отдельно изучили все деревянные элементы, обнаружили все трещины и дефекты. Каждое повреждение описали и сфотографировали. Если бы возникли претензии, мы бы доказали, что эти дефекты были до реставрации.
Кресло произвело впечатление вполне «живого». Серьезные повреждения были только спереди на деревянных подлокотниках и на сидении. Материал обшивки трескался, когда на него садились. Мы отметили небольшие повреждения и царапины на дереве спинки кресла.

Все элементы кресла выполнены вручную. Заклепки по периметру кожи — тоже ручной труд, а не лента с декоративными гвоздями. Поэтому они располагаются не идеально ровно, а с небольшой погрешностью в пару миллиметров вправо-влево.

ремонт и реставрация кожаной мебели
одно из повреждений кресла до реставрации
Отдельное внимание мы уделили подлокотникам. Обшивка деформировалась при установке декоративных заклепок по периметру. Материал покрылся трещинами и начал осыпаться. На изгибе появилась дырка, которая виднелась на просвет, когда мы сняли и разложили материал. Здесь заклепки также устанавливали вручную, поэтому есть небольшие погрешности. Дерево на подлокотниках пострадало больше всего. На нем заметны повреждения от забития декоративных гвоздей. Оставалось только признать, что подлокотник пришел в негодность.

Мы внимательно осмотрели спинку и сделали фотографии «до». На внутренней стороне спинки по нижнему краю заклепки тоже «гуляют». А сама спинка полностью покрыта мелкими трещинами. Мы стали выяснять причину такого состояния обшивки. К нашему огромному удивлению оказалось, что обшивку креслу в 65-м году сделали не из натуральной кожи, а из кожзама. Это стало сюрпризом не только для нас, но и для заказчика. Техническое задание требовало перетяжки кресла строго в натуральную кожу, и заказчик был уверен, что в первоначальном варианте оно также было кожаным.

реставрация кресел в москве
сиденье кресла до реставрации
Самым сложным и необычным элементом реставрации был золотой орнамент, полностью сделанный вручную. Материал спинки, на которую нанесен орнамент, — это не ровная поверхность, он идет дугой. Поэтому рисунок золотого тиснения кажется выпуклым. А обратная сторона спинки, где орнамента нет, плоская.

Сюрприз ждал нас и под обивкой. Когда мы сняли ее, то обнаружили, что поролон полностью пришел в негодность. Он сыпался и крошился. Оставлять его в таком виде было невозможно. Мы прислали заказчику фотографии кресла после «вскрытия», чтобы согласовать наши действия. И решили полностью менять внутреннюю набивку кресла на более современные и качественные материалы.

Мы сфотографировали кресло со всех сторон, чтобы точно зафиксировать, каким оно было до реставрации. Еще раз отметили, как шли гвозди, и какая была натяжка материала. Чтобы участь все нюансы, мы обрезали материал и без вытаскивания гвоздей оценили натяжку. После реставрации кресло должно полностью повторять свой первоначальный внешний вид.
процесс освобождения кресел от старых подлокотников
процесс освобождения кресел от старых подлокотников
- 2 -

Процесс реставрации

Выкроить кожу — это полдела. Мы постоянно занимаемся такой рутинной работой. А с созданием на раскроенной коже золотого тиснения нам пришлось помучиться. При создании рисунка учли очень много нюансов и особенностей.
Мы считаем, что справились идеально с учетом всех обстоятельств. Но об всем по порядку.

Рисунок мы создавали по подлинным чертежам и переносили его на кожу при помощи специального пресса. Для его изготовления мы собрали много информации и внимательно ее изучили. Процесс изготовления орнамента стал самым сложным и трудоемким. Мы тщательно сфотографировали оригинальный рисунок и отправили фотографии дизайнеру. Он вручную выводил узоры и отрисовывал его для нас в нужных пропорциях. Было важно сделать орнамент точь-в-точь как в оригинале: не шире, не уже, не длиннее.

В оригинальном орнаменте один элемент рисунка повторяется с шагом примерно 3 см и закольцовывается. Поэтому дизайнер размножил созданный рисунок по длине. Получившуюся заготовку в векторном формате мы отправили для изготовления клише. Клише делается из металла, который затем нагревается и отпечатывает рисунок на коже.

реставрация мягкой мебели москва
разбираем кресло для реставрации
Для хорошего результата без непропечатанных мест и сползшего рисунка нужен хороший профессиональный станок. Он должен равномерно нагревать всю длину клише и отпечатывать. Для изготовления клише на весь рисунок нам не хватило времени, хотя по технологии положено делать именно так. Но мы сделали 2 клише: основное размером 10 см с элементом рисунка и дополнительное маленькое, чтобы состыковать углы и места соединения рисунков.

Получившийся орнамент тщательно сравнивали со старым оригиналом, нанесенным на снятую обивку стула. Мы специально сделали по 2 варианта каждого элемента обивки, чтобы иметь запас на случай непредвиденных ситуаций.

Когда мы поняли, что новая выкройка ни в чем не уступает старой, а в качестве материала даже превосходит, пришло время крепить ее к стулу. Рисунок тоже полностью отвечал нашим требованиям, и мы приступили к сборке. Позже мы вернули на место декоративные гвозди, чтобы завершить картину.
перетяжка мягкой мебели
освобождение кресла от старых гвоздиков
Процесс создания орнамента отнял много времени и сил. Но это было не единственной нашей задачей. Мы приступили к подлокотникам и после их вскрытия обнаружили, что поролон внутри превратился в труху. При снятии обивки он тут же рассыпался и раскрошился. Мы ожидали такого эффекта, но все же было неприятно. Согласовали стоимость установки нового поролона с заказчиком и приступили к исполнению задуманного. Новую набивку мы сделали по старым меркам, и внешне кресло не изменилось.

Это кресло в очередной раз доказало, что заранее оценить стоимость реставрации практически невозможно. До вскрытия никогда не знаешь, что окажется внутри, и какие дополнительные расходы потребуются. Про этот случай можно смело говорить: «Вскрытие покажет».

Второй подлокотник, как и первый, тоже пришел в негодность. Поролон развалился и высыпался. Нам пришлось заменить набивку. Результат после сборки заказчику понравился.
Спинку тоже реставрировали полностью. Мы заменили старый поролон на новый в несколько слоев, четко подогнав его по размеру. Внутри поместили более плотный наполнитель, а спереди и сзади помягче.
перетяжка мягкой мебели москва
нанесенный орнамент
Процесс создания орнамента отнял много времени и сил. Но это было не единственной нашей задачей. Мы приступили к подлокотникам и после их вскрытия обнаружили, что поролон внутри превратился в труху. При снятии обивки он тут же рассыпался и раскрошился. Мы ожидали такого эффекта, но все же было неприятно. Согласовали стоимость установки нового поролона с заказчиком и приступили к исполнению задуманного. Новую набивку мы сделали по старым меркам, и внешне кресло не изменилось.

Это кресло в очередной раз доказало, что заранее оценить стоимость реставрации практически невозможно. До вскрытия никогда не знаешь, что окажется внутри, и какие дополнительные расходы потребуются. Про этот случай можно смело говорить: «Вскрытие покажет».
реставрация кресел москва
так мы обдирали старый поролон со спинки
Второй подлокотник, как и первый, тоже пришел в негодность. Поролон развалился и высыпался. Нам пришлось заменить набивку. Результат после сборки заказчику понравился.
Спинку тоже реставрировали полностью. Мы заменили старый поролон на новый в несколько слоев, четко подогнав его по размеру. Внутри поместили более плотный наполнитель, а спереди и сзади помягче.

Вскрытие сидения тоже принесло сюрпризы. Оказалось, что оно частично набито не поролоном, а скомканными обрезками ткани, которые спрессовали между собой. Такие прослойки — не редкость для 60-х — 70-х годов. Ткань, произведенная в те годы, почти не портится. И во многих креслах использовали такой прием. Сверху и снизу сидение набили поролоном, чтобы скрыть неровности, а внутри поместили ткань. Такие кресла долго служили и не изменяли форму. Некоторые реставраторы старой закалки даже скупали такую ткань для своей работы. Но мы все же заменили старые материалы на более современные и долговечные.

реставрация мягкой мебели москва
готовая новая спинка кресла
Когда с набивкой мы закончили, пришло время сборки. Начали со спинки: примерили кожу с нанесенным орнаментом, прикрепили в некоторых местах, чтобы оценить общий вид, и начали прибивать. Затем прикрепили кожу с нанесенным орнаментом на сидение. Натянули ее и замерили. Когда нас все устроило, закрепили по периметру. Центральная часть должна смотреться ровно и красиво, а рисунок — симметрично. Поэтому прежде чем закрепить материал окончательно и обрезать излишки, мы по необходимости подтягивали его и сбавляли.

После сборки нам предстояло прибить обратно гвозди. У нас были крупные фотографии того, как шли клепки в оригинале. Но оказалось, что после того, как гвозди вытащили, отверстия стали больше, и люфт относительно прямой увеличился до 2−3 мм. Гвозди стали уходить немного в сторону, и шляпки давали большую кривизну. Каждый гвоздь мы забивали на свое место вручную и максимально выравнивали, чтобы они не «плясали» в разные стороны.

После сборки мы занялись деревом. Подкрасили и устранили светлые повреждения на подлокотниках, ножках и других деревянных элементах.
Как только стул приобрел свой окончательный вид, мы отправили фотографии заказчику. Крупные — с элементами орнамента и деталями, и общие планы. Клиент остался в восторге и признался, что не ожидал такого результата. Нам и самим понравилась выполненная работа, хоть она и оказалась сложной.
процесс замены поролона на сиденье
процесс замены поролона на сиденье
- 3 -

Что оказалось сложнее всего

Сжатые сроки внесли дополнительные трудности. Изначально мы обговаривали время выполнения реставрационных работ — 15 дней. Но обстоятельства вынудили заказчика сократить сроки до 4,5 дней. Больше всего времени мы промучились с клише. Почти никто из реставраторов не берется за изготовление такого орнамента. А мы не просто нанесли его золотой краской, а вдавили при помощи пресса. Такой узор не сотрется и не выцветет. Особое внимание мы уделили соблюдению пропорций, размеров и деталей. Состыковали все углы, избежали даже мелких зазоров.

ремонт мебели на выезде
демонтаж старых гвоздиков
Мы проделали сложную и кропотливую работу в условиях ограниченного времени. Но клиент остался доволен настолько, что пообещал скоро обратиться к нам для реставрации письменного стола с таким же рисунком.
Вот что получилось в итоге ..
Студия реставрации Lewood
Какой бы ни была ваша дизайнерская идея с использованием кожи в интерьере — обшить стены как в этой истории, перекрасить диван в красный или розовый, сделать мебель непробиваемой для кошачьих когтей, не выполнить свои идеи самостоятельно. Опытные реставраторы в Lewood сделают это за вас.
Made on
Tilda